Весь геном вымершего человека расшифрован из окаменелостей

В 2010 году Сванте Паабо и его коллеги представили черновую версию генома из небольшого фрагмента кости человеческого пальца, обнаруженного в Денисовой пещере на юге Сибири. Последовательности ДНК показали, что этот человек происходил из ранее неизвестной группы вымерших людей, которые стали известны как денисовцы. Вместе со своей сестринской группой неандертальцев денисовцы являются ближайшими вымершими родственниками ныне живущих людей.

В настоящее время лейпцигская команда разработала чувствительные новые методы, которые позволили им упорядочить каждую позицию в геноме денисовца примерно 30 раз, используя ДНК, извлеченную из менее чем 10 миллиграммов кости пальца. В предыдущей черновой версии, опубликованной в 2010 году, каждая позиция в геноме была определена, в среднем, только дважды. Этот уровень разрешения был достаточным для установления родства денисовцев с неандертальцами и современными людьми, но часто делал невозможным для исследователей изучение эволюции конкретных частей генома. Завершенная версия генома позволяет различать даже небольшие различия между копиями генов, которые этот человек унаследовал от своей матери и отца. В эту среду лейпцигская группа делает всю последовательность генома денисована доступной для научного сообщества через Интернет.

"Геном очень высокого качества", - говорит Маттиас Мейер, который разработал методы, которые сделали возможным этот технический подвиг. "Мы покрываем все неповторяющиеся последовательности ДНК в геноме денисовца столько раз, что в нем меньше ошибок, чем в большинстве геномов современных людей, которые были определены на сегодняшний день".

Геном представляет собой первую полномасштабную последовательность генома архаичной человеческой группы - скачок в изучении вымерших форм человека. "Мы надеемся, что биологи смогут использовать этот геном для обнаружения генетических изменений, которые были важны для развития современной человеческой культуры и технологий и позволили современным людям покинуть Африку и быстро распространиться по всему миру, начиная примерно с 100 000 лет назад", - говорит Паабо. Ожидается, что геном также раскроет новые аспекты истории денисовцев и неандертальцев.

Группа планирует представить документ с описанием генома позже в этом году. "Но мы хотим сделать его свободно доступным для всех уже сейчас", - говорит Паабо. "Мы считаем, что многие ученые найдут это полезным в своих исследованиях".

Проект стал возможным благодаря финансированию Общества Макса Планка и является частью усилий, предпринимаемых на протяжении почти 30 лет группой доктора Паабо по изучению древней ДНК. Кость пальца была обнаружена профессором Анатолием Деревянко и профессором Михаилом Шунковым из Российской академии наук в 2008 году во время раскопок в Денисовой пещере, уникальном археологическом объекте, который содержит культурные слои, указывающие на то, что заселение этого места человеком началось около 280 000 лет назад. Кость пальца была найдена в слое, который датируется от 50 000 до 30 000 лет назад.

Категория: Наука | Добавил: Dexs (05.04.2023)