Коммерческие суда пересекают большую часть земного шара и могут обеспечивать более точные предупреждения о потенциально смертельных цунами, согласно исследованию, опубликованному 5 мая учеными Гавайского университета в Маноа (UHM) и Тихоокеанского центра предупреждения о цунами Национального управления океанических и атмосферных исследований. Джеймс Фостер, ведущий автор и помощник исследователя в Школе наук и технологий об океане и Земле Калифорнийского университета (SOEST), и его коллеги смогли обнаружить и измерить свойства цунами, вызванного землетрясением магнитудой 8,8 в Мауле, Чили (февраль 2010), несмотря на то, что в открытом океане высота волны составляла всего около 4 дюймов (9,4 см). Исследовательское судно UH Kilo Moana во время цунами направлялось с Гавайев на Гуам и было оснащено геодезической системой GPS, регистрирующей данные, когда цунами проходило мимо. Тщательный анализ этих данных показал, что исследователи смогли обнаружить изменения высоты поверхности моря, очень похожие на прогнозы Тихоокеанского центра предупреждения о цунами. Это открытие стало неожиданностью, потому что цунами имеют такие малые амплитуды на большой глубине, в отличие от их размера, когда они достигают береговой линии, что казалось маловероятным, что цунами будет обнаружено с помощью GPS, если судно не находилось очень близко к источнику, а цунами было очень большим. "Наше открытие показывает, что огромный флот коммерческих судов, ежедневно бороздящих океан, может стать сетью точных датчиков цунами", - сказал Фостер. Хотя первоначальное предупреждение о цунами основано на сейсмических данных о землетрясении, подробную информацию о том, действительно ли возникло цунами, насколько оно велико и куда направлена энергия, в настоящее время предоставляют датчики приливов и глубоководного давления в океане (система DART). Это информация, необходимая для точного прогнозирования того, насколько сильным будет цунами в конкретных местах, и нужна ли эвакуация и связанные с этим расходы. Датчики приливов ограничены сушей и поэтому распространены редко, в то время как системы DART очень дороги и сложны в обслуживании. Следовательно, во время чилийского землетрясения 2010 года датчик DART, ближайший к Гавайям, вышел из строя. Фактически, почти 30% этой сети в то время было отключено. Коммерческие судоходные линии, однако, проходят по всему Тихоокеанскому бассейну и обеспечивают широкий охват во всем мире вокруг цунамигенных регионов (областей Земли, которые вызвали цунами). "Если бы мы могли оснастить некоторую часть флота судов высокоточным GPS и спутниковой связью, мы могли бы построить плотную недорогую сеть обнаружения цунами, которая улучшила бы наше обнаружение и прогнозы цунами - сэкономив жизни и деньги", - прокомментировал Фостер. По оценкам Фостера и соавторов, такого рода корабельная система смогла бы обнаружить цунами 2004 года в Индийском океане в течение часа, потенциально спасая тысячи жизней. Фостер и его коллеги-исследователи SOEST планируют развернуть демонстрационную систему, которая будет передавать данные GPS с одного или двух судов, таким образом генерируя точные высоты в режиме реального времени и подтверждая, что этот подход может обеспечить точность, необходимую для обнаружения цунами. В качестве бонуса та же система обработки данных будет генерировать данные, которые метеорологи смогут использовать для улучшения прогнозов погоды. | |
| |
Просмотров: 148 | |