Пять двигателей F-1 использовались на 138-футовой tallS-IC, или первой ступени, каждого Saturn V, который зависел от кластера из пяти двигателей для получения тяги в 7,5 миллионов фунтов, необходимой для отрыва его от стартовой площадки. Мощные двигатели, разработанные инженерами Центра космических полетов имени Маршалла НАСА и его промышленной командой, работали на смеси жидкого кислорода и керосина. Группа из пяти двигателей F-1 сжигала более 15 метрических тонн топлива в секунду в течение двух с половиной минут работы. Тяга каждого двигателя F-1 была больше, чем у трех маршевых двигателей "Спейс шаттла" вместе взятых, чтобы поднять аппарат на высоту около 36 миль и развить скорость около 6000 миль в час. Двигатель F-1 имел корни за пределами НАСА, родившись как программа ВВС, разработанная аэрокосмической фирмой Rocketdyne в 1955 году. НАСА унаследовало его во время передачи проектов, провело собственные технико-экономические обоснования и заключило с Rocketdyne дополнительный контракт на активизацию работ над гигантской двигательной установкой вскоре после образования НАСА, в 1960 году. Заявление администратора НАСА об усилиях по восстановлению двигателей "Аполлона-11"
Разработка F-1 была важным шагом вперед в технологии ракетных двигателей - значительным достижением в дизайне. Сердцем двигателя была камера тяги, в которой смешивались и сжигались топливо и окислитель для получения тяги. Куполообразная камера в верхней части двигателя подавала жидкий кислород к форсункам, а также служила креплением для карданного подшипника, который передавал тягу к корпусу ракеты. Под этим куполом находились форсунки, которые направляли топливо и окислитель в камеру тяги - конструкция, способствующая смешиванию и сгоранию. При высоте 19 футов и чуть более 12 футов в ширину колоколообразный двигатель с трубчатыми стенками, предназначенный для регенеративного охлаждения, установил замечательные рекорды по эксплуатационной надежности и долговечности. Топливо подавалось к форсункам из отдельного коллектора; часть топлива сначала проходила по 178 трубкам вниз по длине камеры тяги, которая образовывала примерно верхнюю половину выпускного сопла, и обратно, чтобы охладить сопло. Могучий F-1 остается самым мощным американским ракетным двигателем на жидком топливе, когда-либо разработанным. F-1 по-прежнему является рекордсменом как самый большой однокамерный двигатель на жидком топливе с одним соплом, когда-либо эксплуатировавшийся. Источник: НАСА | |
| |
Просмотров: 144 | |