Новый класс потенциальных лекарств подавляет воспаление в мозге

Ученые из медицинской школы Университета Эмори определили новую группу соединений, которые могут защищать клетки мозга от воспаления, связанного с судорогами и нейродегенеративными заболеваниями.

Соединения блокируют сигналы от EP2, одного из четырех рецепторов простагландина E2, гормона, участвующего в таких процессах, как повышение температуры, роды, пищеварение и регулирование кровяного давления. Химические вещества, которые могли бы избирательно блокировать EP2, ранее не были доступны. Исследователи показали, что у животных блокаторы EP2 могут заметно уменьшить повреждение мозга, вызванное длительным приступом.

Результаты были опубликованы онлайн на этой неделе в раннем выпуске Proceedings of the National Academy of Sciences.

"EP2 участвует во многих болезнетворных процессах, при которых воспаление проявляется в нервной системе, таких как эпилепсия, инсульт и нейродегенеративные заболевания", - говорит старший автор Рэй Дингледин, доктор философии, председатель отделения фармакологии Эмори. "Везде, где воспаление играет роль через EP2, этот класс соединений может быть полезен. Вне мозга блокаторы EP2 могут найти применение при других заболеваниях с выраженным воспалительным компонентом, таких как рак и воспалительные заболевания кишечника ".

Простагландины являются мишенями для нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП), таких как аспирин и ибупрофен. НПВП ингибируют ферменты, известные как циклооксигеназы, которые являются отправной точкой для выработки простагландинов в организме. Предыдущие исследования показали, что препараты, ингибирующие циклооксигеназы, могут иметь вредные побочные эффекты. Например, длительное употребление аспирина может ослабить слизистую оболочку желудка, что обусловлено ролью простагландинов в желудке. Даже препараты, разработанные для подавления только циклооксигеназ, участвующих в боли и воспалении, такие как Vioxx, проявляют побочные эффекты со стороны сердечно-сосудистой системы.

Стратегия команды Дингледайна заключалась в том, чтобы обойти ферменты циклооксигеназы и пойти вниз по течению, сосредоточив внимание на одном наборе молекул, которые передают сигналы от простагландинов. Работая с Юхонг Ду в Центре исследований химической биологии Эмори, аспиранты Цзяньсюн Цзян, Тота Ганеш и их коллеги просмотрели библиотеку из 262 000 соединений, чтобы найти те, которые могут блокировать сигналы от рецептора простагландина EP2, но не связанные с ним рецепторы. Одно из соединений может предотвратить повреждение нейронов у мышей после "эпилептического статуса", длительного медикаментозного припадка, используемого для моделирования нейродегенерации, связанной с эпилепсией.

Команда обнаружила, что семейство родственных соединений обладает сходными защитными эффектами.

Дингледайн говорит, что соединения могут стать ценными инструментами для изучения новых способов лечения неврологических заболеваний. Однако, учитывая многие физиологические процессы, которые регулируют простагландины, необходимы дополнительные тесты, говорит он. Простагландин E2 сам по себе является препаратом, используемым для стимуляции родов у беременных женщин, а самки мышей, у которых отсутствует рецептор EP2, бесплодны, поэтому соединения необходимо будет протестировать, например, на воздействие на репродуктивные органы.

Категория: Медицина | Добавил: Dexs (02.03.2023)