Нехватка товаров первой необходимости по—прежнему преследует экономику - спустя 2 с половиной года после начала пандемии глобальные цепочки поставок перевернулись с ног на голову.
Это не изолированные продукты. Детское питание, вино и спиртные напитки, садовые стулья, гаражные ворота, сливочное масло, сливочный сыр, хлопья для завтрака и многие другие товары также столкнулись с дефицитом в течение 2022 года — и, как ожидается, в скором времени в продаже появятся попкорн и помидоры. Фактически, глобальные цепочки поставок испытывают наибольшую нагрузку по крайней мере за четверть века, и так было практически всегда с тех пор, как началась пандемия COVID-19. Я занимаюсь управлением цепочками поставок более 35 лет, как менеджер и консультант в частном секторе, так и адъюнкт-профессор Университета штата Колорадо - Глобального кампуса. Хотя у каждого продукта, испытывающего нехватку, есть своя история о том, что пошло не так, в основе большинства лежит концепция, которую люди в моей области называют "эффектом хлыста".
Представьте себе физику взмаха кнута. Это начинается с небольшого взмаха запястья, но волнообразные движения хлыста растут экспоненциально в цепной реакции, приводящей к острию, щелчку — и острой боли для всех, кто находится на принимающей стороне. То же самое может произойти в цепочках поставок, когда заказы на продукт, скажем, у розничного продавца увеличиваются или уменьшаются на некоторую величину, и это усиливается оптовиками, дистрибьюторами и поставщиками сырья. Начало пандемии COVID-19, которая привела к длительным карантинам, массовой безработице и целому ряду других последствий, нарушивших глобальные цепочки поставок, по сути, усилило эффект хлыста. Автомобили и компьютерные чипы в дефиците На протяжении всей пандемии не хватало как новых, так и подержанных автомобилей, что порой заставляло потребителей ждать самые популярные модели целый год. В начале 2020 года, когда пандемия отправила большинство американцев в карантин, автопроизводители начали предвидеть падение спроса, поэтому они значительно сократили производство. Это послужило сигналом для поставщиков, особенно компьютерных чипов, что им нужно будет найти разных покупателей для своей продукции. Компьютерные чипы не подходят для всех; они разработаны по-разному в зависимости от их конечного использования. Поэтому производители чипов начали производить меньше чипов, предназначенных для использования в легковых и грузовых автомобилях, и больше для компьютеров и "умных" холодильников.
Но дефицит остается. Вы могли бы списать это на плохое планирование, но это также эффект хлыста в действии. Хлыст - глобальное явление Фактически, почти все, что американцы получают из Азии — около 40 процентов всего импорта США — может пострадать от эффекта хлыста. Большая часть этого товара доставляется в США контейнеровозами, самым дешевым видом транспорта. Это означает, что товары обычно должны пересекать Тихий океан неделю или дольше. Эффект кнута возникает, когда происходит нарушение информационного потока от клиента к поставщику.
То, что началось с задержки транспортировки, теперь привело к значительному увеличению заказов по всей цепочке поставок. Теперь розничный торговец получает доставку всех продуктов, которые он перезаказал, и сокращает следующий заказ на фабрику, что сокращает его заказ поставщикам и так далее. Теперь попробуйте представить, как количество заказов увеличивается и уменьшается у поставщиков. Пандемия вызвала всевозможные перебои в транспортировке — будь то из-за нехватки рабочих, проблем в порту или чего—то еще, - большинство из которых вызвало эффект кнута. Конец дефицита не близок По мере того, как мир продолжает становиться все более взаимосвязанным, незначительная проблема может разрастись, если информация недоступна. Даже при наличии нужной информации в нужное время жизнь случается. Шторм может привести к тому, что судно, перевозящее новые автомобили из Европы, потеряется в море. Наличие всего нескольких источников детского питания вызывает дефицит, когда из-за проблем с безопасностью закрывается крупнейший производитель.
Насколько я могу судить, восстановление после этих сбоев займет много лет. И поскольку недавняя инфляция снижает спрос на товары, и потребители начинают сокращать расходы, кнут снова проложит свой путь по цепочке поставок — и вы увидите еще больше дефицита по мере того, как это происходит. | |
| |
Просмотров: 170 | |