Новости, советы, вдохновение которым вы можете доверять

Эффект хлыста

Нехватка товаров первой необходимости по—прежнему преследует экономику - спустя 2 с половиной года после начала пандемии глобальные цепочки поставок перевернулись с ног на голову.

Хочешь новую машину? Возможно, вам придется ждать целых шесть месяцев, в зависимости от модели, которую вы заказываете. Ищете острую приправу? Запасы острого соуса Шрирача опасно истощились. И если вы кормите свою кошку или собаку сухим кормом для домашних животных, ожидайте пустых полок или повышения цен.

Это не изолированные продукты. Детское питание, вино и спиртные напитки, садовые стулья, гаражные ворота, сливочное масло, сливочный сыр, хлопья для завтрака и многие другие товары также столкнулись с дефицитом в течение 2022 года — и, как ожидается, в скором времени в продаже появятся попкорн и помидоры.

Фактически, глобальные цепочки поставок испытывают наибольшую нагрузку по крайней мере за четверть века, и так было практически всегда с тех пор, как началась пандемия COVID-19.

Я занимаюсь управлением цепочками поставок более 35 лет, как менеджер и консультант в частном секторе, так и адъюнкт-профессор Университета штата Колорадо - Глобального кампуса.

Хотя у каждого продукта, испытывающего нехватку, есть своя история о том, что пошло не так, в основе большинства лежит концепция, которую люди в моей области называют "эффектом хлыста".

Что такое "эффект хлыста"?
Термин "Эффект хлыста" был введен в 1961 году ученым-компьютерщиком из Массачусетского технологического института Джеем Форрестером в его основополагающей книге "Промышленная динамика". В нем описывается, что происходит, когда колебания спроса отражаются и усиливаются по всей цепочке поставок, приводя к усугублению проблем и дефицита.

Представьте себе физику взмаха кнута. Это начинается с небольшого взмаха запястья, но волнообразные движения хлыста растут экспоненциально в цепной реакции, приводящей к острию, щелчку — и острой боли для всех, кто находится на принимающей стороне.

То же самое может произойти в цепочках поставок, когда заказы на продукт, скажем, у розничного продавца увеличиваются или уменьшаются на некоторую величину, и это усиливается оптовиками, дистрибьюторами и поставщиками сырья.

Начало пандемии COVID-19, которая привела к длительным карантинам, массовой безработице и целому ряду других последствий, нарушивших глобальные цепочки поставок, по сути, усилило эффект хлыста.

Автомобили и компьютерные чипы в дефиците
Поставка автомобилей - один из таких примеров.

На протяжении всей пандемии не хватало как новых, так и подержанных автомобилей, что порой заставляло потребителей ждать самые популярные модели целый год.

В начале 2020 года, когда пандемия отправила большинство американцев в карантин, автопроизводители начали предвидеть падение спроса, поэтому они значительно сократили производство. Это послужило сигналом для поставщиков, особенно компьютерных чипов, что им нужно будет найти разных покупателей для своей продукции.

Компьютерные чипы не подходят для всех; они разработаны по-разному в зависимости от их конечного использования. Поэтому производители чипов начали производить меньше чипов, предназначенных для использования в легковых и грузовых автомобилях, и больше для компьютеров и "умных" холодильников.

Итак, когда спрос на автомобили внезапно вернулся в начале 2021 года, автопроизводители не смогли обеспечить достаточное количество чипов для наращивания производства. Производство в прошлом году снизилось примерно на 13 процентов по сравнению с уровнем 2019 года. С тех пор производители микросхем начали производить больше чипов для автомобилей, а Конгресс даже принял закон об увеличении производства полупроводников в США. Некоторые автопроизводители, такие как Ford и General Motors, решили продавать неполные автомобили, без чипов и специальных функций, которыми они оснащены, таких как сенсорные экраны, чтобы уменьшить задержки.

Но дефицит остается. Вы могли бы списать это на плохое планирование, но это также эффект хлыста в действии.

Хлыст - глобальное явление
И это проблема для чертовски большого количества товаров и запчастей, особенно если они, как полупроводники, поступают из Азии.

Фактически, почти все, что американцы получают из Азии — около 40 процентов всего импорта США — может пострадать от эффекта хлыста.

Большая часть этого товара доставляется в США контейнеровозами, самым дешевым видом транспорта. Это означает, что товары обычно должны пересекать Тихий океан неделю или дольше.

Эффект кнута возникает, когда происходит нарушение информационного потока от клиента к поставщику.

Допустим, клиент видит, что заказ шезлонгов не был доставлен к ожидаемой дате, возможно, из-за незначительной задержки с транспортировкой. Итак, покупатель жалуется розничному продавцу, который, в свою очередь, заказывает больше у производителя. Производители видят увеличение заказов и передают их поставщикам с небольшой добавкой, на всякий случай.

То, что началось с задержки транспортировки, теперь привело к значительному увеличению заказов по всей цепочке поставок. Теперь розничный торговец получает доставку всех продуктов, которые он перезаказал, и сокращает следующий заказ на фабрику, что сокращает его заказ поставщикам и так далее.

Теперь попробуйте представить, как количество заказов увеличивается и уменьшается у поставщиков.

Пандемия вызвала всевозможные перебои в транспортировке — будь то из-за нехватки рабочих, проблем в порту или чего—то еще, - большинство из которых вызвало эффект кнута.

Конец дефицита не близок
Когда эти проблемы закончатся? Ответ, скорее всего, разочарует вас.

По мере того, как мир продолжает становиться все более взаимосвязанным, незначительная проблема может разрастись, если информация недоступна. Даже при наличии нужной информации в нужное время жизнь случается. Шторм может привести к тому, что судно, перевозящее новые автомобили из Европы, потеряется в море. Наличие всего нескольких источников детского питания вызывает дефицит, когда из-за проблем с безопасностью закрывается крупнейший производитель.

Ранние последствия пандемии в 2020 году привели к резкому падению спроса, что отразилось на цепочках поставок и сократило производство. Сильная экономика США и потребители, наводненные наличными от коронавируса, привели к резкому росту спроса в 2021 году, и системе было трудно наверстать упущенное. Теперь влияние стремительной инфляции и надвигающейся рецессии обратит этот эффект вспять, что приведет к переизбытку товаров и падению заказов. И цикл повторится.

Насколько я могу судить, восстановление после этих сбоев займет много лет. И поскольку недавняя инфляция снижает спрос на товары, и потребители начинают сокращать расходы, кнут снова проложит свой путь по цепочке поставок — и вы увидите еще больше дефицита по мере того, как это происходит.

Категория: Экономика | Добавил: Dexs (19.04.2023)
Просмотров: 170 | Рейтинг: 0.0/0